Отказное письмо — документ, который подтверждает, что конкретная продукция не подлежит обязательной сертификации и декларированию. Производители и продавцы товаров должны предоставлять отказное письмо по запросу маркетплейса, Роспотребнадзора или клиентов. Требование относится к отечественной и импортной продукции.
Что такое отказное письмо?
Чтобы торговать на маркетплейсе, нужно оформить документ о том, что продукция безопасна для людей, животных и окружающей среды. Без него продавец может получить штраф и блокировку аккаунта. Для товаров, которые не подлежат обязательной сертификации или декларированию, получают отказные письма. С экспертом разбираемся, когда это нужно и как его оформить.
Отказное письмо по сертификации — не обязательный документ, оно имеет информационный (разъяснительный) характер и ни коим образом не гарантирует качество товара или продукции. Коды на запрашиваемые товар или продукцию в запросе указывает организация-инициатор. Она же гарантирует достоверность предоставленной информации.
Оформить отказное письмо могут только самозанятые, ИП и организации, зарегистрированные в России. Физические лица и иностранные компании не имеют права оформлять отказные письма.
Отказные письма бывают двух видов: для торговли и для таможенного оформления. В статье мы рассматриваем первый вариант, который нужен для продажи товаров на маркетплейсах.
Кому и зачем обязательно необходимо оформлять ОП?
Отказное письмо может потребоваться в нескольких случаях:
- Для таможни: для предоставления в таможенные органы при поставках продукции, не подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию. В нем указывалась ввозимая продукция, код ТН ВЭД и давалась ссылка на товаросопроводительные документы, по которым продукция поставлялась на территорию России.
- Для торговли: для осуществления торговли на территории РФ, для участия в тендерах, госзакупках.
Также документацию предъявляют надзорным органам при проведении проверок, особенно если возникают спорные ситуации о наличии разрешительной документации на товар.
Перечень товаров, на которые можно получить отказное письмо
Указанный документ оформляют в отношении:
- ювелирных украшений;
- металлопроката;
- пиломатериалов;
- бижутерии;
- фурнитуры;
- спортивного инвентаря;
- декора интерьера;
- ручных инструментов и иного.
Полный перечень продукции, для которой возможно оформить отказное письмо — СКАЧАТЬ
Где получить отказное письмо?
Отказное письмо выдается сертификационным органом, имеющим необходимый уровень аккредитации. На его оформление потребуется — 1-2 рабочих дня. В этом случае исследования образцов изделий не проводятся, решение о выдаче документа принимается на основании анализа предоставленной заявителем документации и норм действующего законодательства.
Какие документы необходимо предоставить?
Чтобы получить отказное письмо, заинтересованное лицо предоставляет:
- заполненную заявку на проведение сертификационных мероприятий;
- полную информацию об изделиях – указывают название, вид, сферу использования, коды ТН ВЭД и ОКПД 2, состав, перечень свойств и характеристик;
- техдокументацию, по которой осуществляется производство – это может быть ГОСТ, СТО или ТУ;
- если речь идет об импорте, предоставляют копию внешнеторгового контракта с имеющимися в наличии приложениями – инвойсами, накладными, спецификациями, сертификатами, подтверждающими качество, от иностранного производителя.
Также к заявке прилагают пакет заверенных копий регистрационных и уставных документов фирмы или ИП.
Сколько действует отказное письмо?
Срок действия отказного письма зависит от актуальности нормативных актов и регламентов, на основании которых оно составлено. Продавец обязан следить за обновлениями требований к сертификации своей продукции.